Яндекс Острова — как их использовать на благо собственного сайта и почему надо радоваться новой технологии?
На состоявшейся в прошлый четверг конференции YaC Marketing от Яндекса был представлен новый продукт — Яндекс.Острова. Это была первая маркетинговая конференция Яндекса, но говорили там про маркетинг исключительно в контексте технологий (что отлично как для Яндекса, так и для аудитории). Мероприятие вышло классное (и, к счастью, повторится уже осенью), было представлено и анонсировано много интересного. Организация — тоже на высоте!
Больше всего холиваров в рунете сейчас посвящено именно Островам. О них я вам подробно и с примерами расскажу.
Чем станут Яндекс Острова для простого пользователя?
Если очень кратко и грубо, то Острова — это новый дизайн дизайн выдачи Яндекса. И следующий шаг начавшегося не вчера тренда под названием «персонализация поиска».
Уже сегодня в Яндексе можно искать по разным источникам и уточнять запрос:
Сегодня можно выбирать альтернативы:
И сегодня в сниппетах уже содержится много полезной информации:
А для коммерческих запросов Яндекс уже сегодня умеет показывать дополнительные данные:
Почти всё, что будет в Островах, уже есть и в текущей выдаче, изменятся только акценты (Яндекс подскажет пользователю новые возможности, расставит новые приоритеты):
Новая персонализация сосредоточена вокруг запроса. Разумеется, это не всё, о нюансах далее и поговорим.
Чем станут Яндекс Острова для SEO-специалиста или веб-мастера?
С технологической точки зрения в новой выдаче появится важная новинка — формы. То есть транзакцию пользователь сможет начинать ещё до того, как попадёт к вам на сайт. Например:
Возможны и более сложные варианты (в том числе, когда через real-time API данные передаются от сайта и отображаются прямо на форме в выдаче Яндекса):
Конечно, юзеры такие формы оценят, довольно быстро к ним привыкнут и будут активно ими пользоваться.
Яндекс Острова — это достаточно просто
Пожалуйста, прежде чем паниковать на тему того, что «теперь придётся всё переделывать», изучите официальную документацию или хотя бы дочитайте мой пост.
Если документацию вам анализировать некогда, то позвольте мне поделиться имеющимся опытом из области SEO и разработки, чтобы развеять все ваши потенциальные страхи.
Начнём с вот такой цитаты:
Пользователь сможет уточнить запрос с помощью выпадающих списков, чекбоксов и т.д., при этом по клику на кнопку он будет попадать на правильно сформированный URL на вашем сайте.
Суть в том, что Яндекс.Острова совсем не против вашего сайта, они при этом за посетителя и хотят помочь ему попасть сразу на нужную страницу или совершить нужное действие (например, заказать у вас на сайте нужный товар).
Если вам действительно есть что предложить посетителю, то «остров» поможет сделать это.
Даже в том случае, если у вас относительно простой сайт, или если вы почему-то не хотите начинать транзакцию с вашим будущим клиентом на странице поисковой выдачи, а настойчиво хотите притащить юзера к себе на сайт, то Яндекс.Острова вам и в этом помогут. Ведь можно ограничиться самым элементарным островом, вроде такого:
Код подобной формы действительно несложен:
<html prefix="og: http://ogp.me/ns#"> <head> <meta property="og:type" content="Забронировать столик" /> ... <meta property="og:interaction" content="BookTable" /> <meta property="og:interaction:web_handler" content="http://example.com/order/table" /> ... </head> ... </html>
Добавить яркую кнопку «Зарегистрироваться», «Заказать» или «Купить» в сниппет своего сайта на поисковой выдаче Яндекса — теперь реально просто. Но даже таким элементарным действием вы порвёте по CTR (и, надеюсь, по конверсии) всех конкурентов, которые аналогичную кнопочку не поставят.
Такие кнопки будут размечаться, к тому же, схемами на основе открытого стандарта Open Graph Protocol (его придумал не Яндекс, а Facebook).
Какую часть взаимодействия произвести с пользователем на поисковой выдаче — будет решать сам сайт. Технология позволяет ограничиться и одной кнопкой, и в реальном времени передавать ответы сайта пользователю прямо в выдачу (через API для real-time взаимодействия). Так что можно будет экспериментировать и постепенно расширять возможности «острова» вашего сайта.
Простые кнопки можно будет размечать прямо в коде страницы, схемы сложных форм — описывать в отдельном файле. Примеры схем мне кажутся вполне понятными, любой разработчик, который имел дело с YML для Яндекс.Маркета или выгружал данные для Яндекс.Услуг — не увидит вообще ничего принципиально нового.
Яндекс Острова открыты для всех
Вы обратили внимание, кто курирует проект? Григорий @bobuk Бакунов! Это не SEO-хейтер и Директо-фил, а знатный и матёрый гик (соведущий Радио-Т, сторонник OpenSource).
Даже в одностраничной документации встречаются такие пометки как:
todo: рассмотреть возможность использования стандарта XForms
Что как бы намекает. Ещё встречаются такие замечания:
Статус этого документа — предварительная спецификация. Это первая версия, в которой описано наше представление о способах реализации интерактивных ответов в поиске Яндекса.
И предложения:
Мы предполагаем, что спецификация будет дополняться в процессе совместной работы с владельцами сайтов, поэтому рады получить от вас обратную связь.
Всё это значит, что если у вас есть по-настоящему годные идеи о том, как и что надо сделать или чего не надо делать — велик шанс на то, что вас услышат, а, быть может, к вам даже прислушаются. Главное высказывайтесь с использованием достойных аргументов.
Яндекс Острова не против SEO
Вот южный блок Директа вместо восточного — против SEO (потому что отнял CTR у последних строчек в органическом серпе), а Острова — скорее за (потому что позволят подвинуть старые трастовые, но не поддерживаемые сайты).
Вот вам несколько успокаивающих фактов:
- Сайты без «островов» не выкинут из выдачи.
- И сразу в ней не опустят. Ведь наличие или отсутствие «острова», скорее всего, даже не станет значительным критерием для ранжирования (по крайней мере, в среднесрочной перспективе), но сделав простейший «остров», вы тупо поднимете CTR своему сайту и, значит, самым естественным образом повысите поведенческие факторы. То есть «острова» будут влиять на ранжирование, но опосредованно (через ПФ).
Что делать?
Бояться абсолютно нечего, надо готовиться и использовать Острова себе во благо.
Если вы разработчик, то изучите документацию и следите за анонсами. Если вы владелец сайта, то ознакомьте ваших разработчиков с ближайшими перспективами и анонсируйте соответствующие задачи.
Тестового релиза новой выдачи стоит ждать в июле 2013 года. Рекомендую заранее записаться на тестирование (кнопка есть в конце страницы http://beta.yandex.ru).
Май 28, 2013 @ 14:30:37
Не понятно каким боком эти острова рубанут обычные контентные проекты, где заточкой под кнопки никто заниматься не планирует…
Май 28, 2013 @ 14:52:09
Ну так дело в том, что стоны и плачи слышны ото всех подряд, а не только контентных проектов. К тому же выпадают только совсем уж новостные, журнальные и статейные сайты, там где информация хоть как-то структурирована в поиск можно выдавать форму для поиска по каталогу/справочнику.
Кстати, с новостниками же не случился раздор после запуска Яндекс.Новостей.
Мар 23, 2015 @ 10:12:36
Что-то не особо кто стремится использовать Яндекс-острова.
Замудрёно там всё.